Маскировка Москвы в годы Великой Отечественной войны
Одна из малоизвестных страниц Великой Отечественной - защита центра Москвы от налётов фашистской авиации. В первые же дни войны группа архитекторов и инженеров под руководством академика Бориса Иофана начала работу над маскировкой Кремля и прилегающих территорий.
Но как спрятать эту, совсем не иголку, территория – огромная, 28 гектаров, форма - известна и хороша видна сверху - треугольник. Архитекторы перекрашивали крыши, рисовали целые несуществующие кварталы на пустых площадях (например, на Манежной). На таких сложных, как колокольня Ивана Великого, одном из самых высоких тогда сооружений в Москве, работали альпинисты. Звезды на Кремлевских башнях погасли почти сразу – их зачехлили, золотые главы Кремлевских соборов покрасили, зубцы стен накрыли фанерой, на самих стенах нарисовали окна и двери.
Фантастический проект по исчезновению с лица Москвы – Кремля – сработал. Пятнадцать разного калибра фугасных бомб, более 150 зажигалок – Московский Кремль бомбили восемь раз, сбрасывали даже бочку с нефтью, – но ни одного пожара, ни одного непоправимого разрушения. Правда, в конце победного 45-го комендатура Кремля столкнулась с другой проблемой - сделать Москву вновь златоглавой оказалось непросто – за четыре военных года краска въелась в купола.